Рисовать Елена любила с детства, но художественного образования не удалось получить, так как жизнь ее была переполнена музыкой. Серьезно отнестись к рисованию ее заставило художественное оформление собственных книг о романсе. К скромному опыту школьных уроков присоединилось пристальное знакомство с богатейшими традициями книжной графики. С другой стороны к рисованию привел и сам романс – желание изучить среду, где он рождался, где звучал. В ходе поисков ей посчастливилось открыть неведомые уголки старой Москвы, которые настойчиво просились на холст. Елена уже привыкла браться за невыполнимые, сверхсложные проекты. И вдруг она находит следы навсегда ушедшего первого дачного поселка столицы, который возник в пушкинские времена и располагался перед Сокольничьим гуляньем. «Если я не нарисую эти чудеса архитектуры, то никто их не нарисует и тогда канет в лету удивительная страница культурной жизни города» — думала Елена.
Очерк о живописном творчестве Елены Уколовой.
Поистине неисповедимы творческие пути. Прожив полвека в мире музыки, Елена Уколова и не думала, что когда-нибудь станет художницей. Но судьба решила иначе.
Елена Лукинична Уколова родилась в подмосковном городе Балашиха в культурной семье инженера-конструктора. Мама была искусной рукодельницей. Отец мечтал сделать дочку музыкантшей. Елена с отличием прошла все ступени музыкального образования: Музыкальная школа им. С. Прокофьева, училище, институт, аспирантура им. Гнесиных. В 1988 году защитила диссертацию по проблемам русской симфонической музыки ХХ века. С 1974 года по 2011 год Елена работала ведущим научным сотрудником в ГЦММК им. М. Глинки, с 1989 до 2011 года — в его филиале Музее-усадьбе Ф.И. Шаляпина. Казалось, что ее жизнь окончательно устоялась, сложились все приоритеты и интересы. И вдруг романс расколол ее путь надвое.
Дело в том, что с середины 1980-х годов Елену Уколову в культурном мире знали как исследователя, исполнителя и сочинителя старинного русского романса. На чистом энтузиазме она с супругом Валерием Уколовым взялась за возрождение прекрасного жанра и это стало делом их жизни. Работа в архивах, библиотеках, написание и издание множества книг, подготовка концертов, циклов радио и телепередач наполняли деятельность этих лет.
На этом пути они сделали массу культурно-исторических открытий, опубликовали более 20 книжных и нотных изданий, провели тысячи концертов, несколько сотен радиопередач и десятков телепередач. На основании этой научной и просветительской деятельности Елена Уколова в феврале 2003 года становится членом Центрального Дома ученых по рекомендации выдающегося советского ученого, вице-президента Российской Академии наук Николая Альфредовича Платэ. Это событие, разумеется, активизировало и без того громадные музыковедческие планы. И вдруг в 2012 году произошло искушение живописью.
Превратить графический план фасада в живую картину дачной жизни оказалось не просто. Елене пришлось придумывать сюжеты, пейзажи, героев, жанровые сценки, строить композицию, цветовую гамму… А главное, изучать дачную жизнь того времени. Универсальным наставником и в живописной и в исторической части, разумеется, был любимый муж Валерий. По мере того, как она узнавала историю этого поселка, рос ее живописный азарт. Оказалось, что москвичи в течение сего 19 века ходили в этот поселок как в музей под открытым небом, любовались чудесами садового искусства, архитектуры самых разных стилей и времен. Используя сохранившиеся архитектурные схемы Елене Уколовой в конце-концов удалось оживить на картинах стертый с лица земли заповедный уголок МОсквы
Так возникла серия работ, посвященных московским дачам и живопись вошла в ее жизнь как некое ответвление от возрожденческой музыкальной деятельности. Она сама не ожидала, что через 6-7 лет ее рисунки превратятся в большую серию картин и на улице Горького откроется ее выставка «На дачу в Сокольники!!». Это случилось летом 2012 года. В ходе работы сложился оригинальный стиль, который можно было бы определить, как «романтический наив» В картинах Уколовой так тщательно выписаны фигуры, среда и архитектура что хочется в них всматриваться и погружаться. От них веет теплом и внутренним светом. Воссоздавая на картинах любовные сцены, музицирование, игры детей, массу цветников, окна с занавесочками и цветами, поэтическая кисть художницы всегда вносит в них мечту или воспоминание о райской жизни. Дача предстает как художественное творение ее хозяев.
Когда количество этих работ перевалило за сотню знакомые художники стали рекомендовать экспонировать их на выставках. Бесценную поддержку ей оказал Музей наивного искусства, куда она обратилась зимой 2011 года.
Искусствовед О. В. Дьяконицына увидела в акварелях Уколовой не только художественое творчество, но и новое направление в современной наивной живописи. А директор Музея В.И Грозин решительно сказал: «Готовьте выставку, будем экспонировать ее на Тверской улице». Как открытие воспринял работы Е Уколовой и глава краеведения России академик С.О. Шмидт. «Можно прочесть массу замечательных книг о старой Москве, но никакие слова не заменят визуальный образ, вспыхнувший на картинах Елены Уколовой.!»
Не удивительно, что новизна темы и экспонатов вызвала у москвичей интерес и выставку дважды продлевали. Помимо картин в зале экспониновались и более десятка витрин с уколовскими книгами, афишами, фотографиями и ранними акварелями. В грустные минуты Елена любила рисовать цветы, как бы продолжая стиль вышивок своей мамы. Один ее поклонник подошел к такой витрине и сказал: «Леночка, Вы должны рисовать цветы, вот как на этих акварелях с черным фоном. Это всем понравится». Елена подумала и согласилась. Оказалось, что это намного легче, чем рисовать дачи, а воздействие цветочных натюрмортов на зрителя еще сильнее. Тем более, что Сокольники все утопали в цветах и они были главными круглогодичными поставщиками цветочного убранства всех московских праздников.
Отныне живописное творчество Е. Уколовой стало развиваеться в трех жанрах: городской пейзаж, ретро-пейзаж и цветочный натюрморт, которому художница отдает все больше творческих сил и где ведет самые интенсивные поиски. В нем Уколовой удалось найти не только самобытную манеру но и новое видение жанра, где романтически-наивный взгляд художника, символика модерна сочетается с глубиной жизненного подтекста, фольклорными истоками и утешительным уютом милого домашнего уголка. Цветочные натюрморты Елены Уколовой обращены к самому широкому зрителю. И все это складывается из нескольких знакомых каждому предметов, зажигающих в сознании зрителя те или иные чувства и ассоциации: стол, покрытый салфеткой, ваза, букет цветов, фон и, как правило, занавесочка. Каждый из этих атрибутов несет либо эстетический либо смысловой акцент, который чуткий зритель всегда почувствует, а может быть и разгадает. О чем-то рассказывает рисунок на занавеске, салфетке, на обоях, цвет и форма вазы. Многозначительно объединяет картину фон: либо синий цвет звездной ночи, либо беспросветная чернота, либо вдохновляющие краски солнечного утра, либо отблески вечернего полыхания небосвода. Но определяющая эмоциональная и смысловая волна исходит от самого букета. Подчеркнем. что Художница использует неисчерпаемый спектр цветочного богатства, далеко выходящего за рамки знакомого нам рыночного ассортимента. В букете заключен главный смысл натюрморта, где доминантной нотой может звучать громадная гамма чувств от сопротивления и стоицизма до утешения и сострадания. Обращенные к зрителю цветы Елены Уколовой будто бы разговаривают с ним, утешая, взбадривая, вселяя надежду и веру в будущее.
Однажды на персональной выставке в Петербурге к ней подошла скромная женщина и сказала: «Я поняла, о чем вы говорите в своих картинах». А еще бесценной наградой для автора звучат прощальные фразы: «Огромное Вам спасибо. После Вашей выставки и концерта мы стали лучше».
За 11 лет после дебюта на Тверской у Елены Уколовой состоялось уже 25 персональных выставок в Москве. Подмосковье и Петербурге. Назовем некоторые: Галерея Арт-Измайлово (2012, 2013) Московская Городская дума ( 2014 г) Московский художественный фонд (2015, 2016), Усадьба Кузьминки (2018, 2019, 2020), Овальный зал ЦДРИ (2018, 2023), Московский фонд культуры (2019), Звездный городок (2022).
Ежегодно Уколова участвует в 15 -20 коллективных выставках в разных залах Москвы и Подмосковья, в том числе на Беговой, Кузнецком мосту и Крымском валу. В 2015 году ее приняли в Студию Изобразительного искусства Дома Ученых, где ее консультируют профессиональные художники и она регулярно выставляет картины в прекрасном овальном фойе второго этажа.
В 2013 году работы Елены Уколовой прошли на Международную выставку «16 Биенале» в Сербии (Белград и Ягодина) и Международную выставку ФестНаив4, которая проходила в Москве. В 2017 и 2018 году Елена показывала свои работы в Болгарии и во Франции. В январе 2020 года 10 ее натюрмортов стали лауреатами Всероссийского конкурса Салют Победы.
Так известный музыковед и композитор Елена Уколова стала художницей со своими темами и живописной манерой. Ее творчество активно изучают молодые и маститые искусствоведы В.И. Попов, О.В. Дьяконицына, О.Н. Филиппова, М. Артамонова. О картинах Е. Уколовой пишут в диссертациях, печатают статьи в сборниках, выступают с докладами на конференциях. В журнале «Русская галерея 21 век» (2013 г. № 4) искусствовед Академии художеств Нинель Мазуренко посвятила Уколовой статью «Романтический наив» с публикацией 12 картин.
Ныне Елена член многочисленных художественных объединений, в том числе ТСХР и Евразийского художественного союза. Ее картины находятся в музеях и в частных коллекциях Москвы и Петербурга. В феврале 2023 года ее юбилейную выставку в ЦДРИ вел знаменитый искусствовед-академик Г. Н. Гинзбург и дал ей высокую оценку. Не меньшую радость художнице приносят отзывы простых людей.