23 сентября 2023 года в залах Союза художников России во всемирно известной, полюбившейся многим Новой Третьяковке, расположенной на Крымском валу, состоялся вернисаж выставки «Волшебный мир балета». В экспозиции были представлены рисунки художника Михаила Юсупова. Волшебное искусство балета было выражено бронзовыми скульптурами и графическими работами Нины Кухтевич.
Её балерины, нежные и утончённые, представляют собой образ, который объединил в себе искусство русского балета. Воплощённые в бронзе они ощущаются очень хрупкими и практически невесомыми.
Присущую балету легкость, грацию, тонкость довольно трудно зафиксировать в материале. Особенно в таком монументальном и тяжеловесном, как бронза. Нина Кухтевич успешно справляется с этой задачей. А ведь у нее есть еще и графика, и пастель, и куклы… Всеобъемлющий, всепоглощающий мир балета не покидает ни на секунду.
А все почему? По словам самого скульптора, балет для нее – «это прекрасное, восторженное состояние духа, которое осталось от тех незабываемых минут далекой юности, проведенных в родном Мариинском театре».
Выставку посетила редакция журнала “Женщина и политика”: главный редактор — Яценко Владимир Алексеевич, Академик Международной Академии кулинарного творчества, пятикратная олимпийская чемпионка по кулинарии — Родина Елена Владимировна и актриса, певица, поэт и композитор — Анастасия Свежевская. И после ослепительной выставки побывали в гостях в мастерской у скульптора Нины Михайловны Кухтевич.
В творческой мастерской гостям были представлены графические, художественные и скульптурные работы. Пользуясь возможностью, члены редакции задали Нине Михайловне ряд вопросов, которые интересуют поклонников её талантливого творчества.
— Издавая такие уникальные творения, нужно черпать образы. У кого вы черпаете эти образы?
— В основном я создаю образ балета из личного общения, который я изучаю порядком уже около 50 лет. Я в 1971 году устроилась на работу в Мариинский театр реставратором — декоратором, где застала плеяду выдающихся танцоров — Михаила Барышникова, Ирину Копакову и многих других, которых видела так же близко, как сейчас вас, смотрела все их балеты из-за кулис и из зала, и делала зарисовки. Такая тяга к балету у меня с детства. Я в детстве занималась в балетной школе. Но мама меня оттуда забрала. Учительница много раз приходила и говорила “Отдайте девочку, она очень старательная, из нее что-то выйдет…”, но мама ни в какую. Она мечтала, чтобы я стала врачом и сильно рыдала, когда я поступила в художественное училище.
— Вы встречались со множеством представителей балета, кто из них больше всех вам запомнился?
— Я застала практически всех выдающихся танцоров и танцовщиц, начиная с 70 годов и заканчивая буквально этой весной, когда я два месяца отработала в Большом театре. Махар Хасанович Вазиев мне дал пропуск в Большой театр на зарисовки балета и я буквально на сцене сидела рисовала. И когда были генеральные репетиции, заместитель Вазиева Анна Юрьевна Леонова мне помогала, выбирала лучшие места в зале, чтобы я могла создавать свои работы.
— Нина Михайловна, как вы смотрите на нынешнюю молодежь в балете? Она подвержена классике или новым каким-то веяниям?
— Да, в Большом театре бывают новые постановки, они обязаны по плану делать новые спектакли. Но то, что я видела новое, мне не близко. Я сторонник классики в её первозданном виде.
— Поделитесь пожалуйста, какая у вас любимая работа из ваших?
— Они вообще все любимые, потому что в любую работу я вкладывала в первую очередь душу, силы, время и каждая моя работа, это частица моей жизни. К этому я всегда стремилась — передать в работе характер конкретной балерины. Но конечно я считаю какие-то менее удачные, а какие-то более удачные. Допустим, Шопениана, самая высокая работа, я считаю, что неудачная, хотя всем она нравится, но я знаю, там есть промахи. Но тем не менее, все работы, они как мои дети, я их все люблю.
— Нина Михайловна, у вас мечта есть кого -нибудь в балете выразить в своих скульптурах?
— Я бы хотела закончить серию работ, посвященных Майе Плисецкой. Я сделала три скульптуры, но я пока что не удовлетворена ими. Хочу все-таки попасть в точку, чтобы было стопроцентное сходство. Я её видела и на сцене и в живую, за кулисами, но лично не знакома.
— А когда вы виделись в последний раз с Цескаридзе?
— Это было достаточно давно, конец 90-х. Меня пригласила Илзе Лиепа на Новую сцену Большого театра, где она танцевала с Цескаридзе Шахиризаду. Я сидела на первом ряду и это было незабываемое, потрясающее для меня зрелище. И потом я сделала серию работ, но к сожалению я не успела сфотографировать, у меня ее купили и следов не осталось от покупателя, не могу найти. И такое часто довольно бывает.
— Сколько занимает процесс создания одной скульптуры?
— Примерно у меня уходит от трех до шести месяцев — сам процесс подготовки к литью, создание рабочей модели, поиск всех материалов, потом примерно месяц ждать пока ее отольет литейщик и после этого уже её надо чистить, шлифовать, зачищать швы, вытачивать и т.д. Но как правило, я запускаю несколько скульптур в работу.
— А вы мастер-классы с детьми делаете?
— У меня здесь до карантина были ученики, но после карантина все разбежались. Поэтому сейчас я заказала деревянные заготовки Богородским мастерам — балерины из Петрушки по эскизам Александра Бенуа. А так же я хочу заказать серию заготовок из балета Щелкунчик, Арлекино и Коломбино. И предложить в студиях провести мастер-классы, чтобы дети расписывали.
— В ваших работах много новизны, как она создаётся?
— Я сейчас в поисках новых материалов для скульптур. Вот эту сетку я открыла сравнительно недавно. Меня потрясла в Париже в музее Д’Орсе скульптура Дега “Маленькая танцовщица”, выполненная в бронзе, пачку он надел ей из сетки, на волосах шелковый бант и она больше ста лет стоит и ткань не портится. А я сидела как-то на кухне и размышляла, а если во времена Дега производили металлическую сетку, интересно, он сделал бы из такой сетки? И смотрю, у меня висит сито на стене, и я взяла его, отодрала сетку, начала ее мять, оказалось, что она прекрасно мнется. И с тех пор я стала делать эти пачки из металлической сетки. Но процесс очень тяжелый 2 метра сетки нужно пробить шилом, нанизав ее на проволоку… проволока рвется, царапается, руки в крови, перчатки одеваю, из перчаток леска выскакивает и мне надо все стянуть, это столько сил… Я плакала, рыдала и целый месяц у меня ушел на создание одной юбки. Ее еще нужно приклеить к талии, чтобы она плотно легла и еще поясок закрепить из латуни. И когда у меня получалось, я от счастья рыдала.
— Как вы реагируете на критику?
— Абсолютно спокойно. Даже если ругают, я отношусь с профессиональным пониманием и благодарностью. По молодости я конечно обижалась, но сейчас я более зрелая личность.
— Вот недавно прошла выставка в Третьяковке. А вы удовлетворены результатом выставки?
— Мне очень нравится его расположение. Было очень много гостей, все восхищаются, рассматривают работы, спрашивают и даже сама заведующая этим выставочным залом, когда пришла, ахнула: “Это музейная экспозиция!” Для меня это была высшая похвала. Я почти три года отработала в музее в Третьяковской галерее и самое моё любимое было занятие, это в понедельник, когда закрыто все, с утра до вечера ходить по этим залам. И я даже, закрыв глаза, слышала дыхание этих художников, такая сильная там энергетика. И в детстве очень любила Эрмитаж, это конец 60-х годов, когда еще не было такого наплыва посетителей. Потому, что в последний раз, когда я там была, с чемоданами люди стояли в очереди на морозе, с детскими колясками.
— Расскажите пожалуйста, кто ваш любимый художник?
— Вот когда я была молодая, у меня было очень много любимых художников, у классиков. В том числе у Леонардо да Винчи, я копировала его картины. В репинской академии художеств, по их факсимильным репродукциям делала копии. И практически очень много художников 20 века Малевич, Кандинский, из Скульпторов Бурдель, Марино Марини, Джакомо Манцу и другие. А сейчас у меня переоценка ценностей, я уже не кем не вдохновляюсь из великих художников. Я пытаюсь просто найти что-то новое и найти время свои планы воплотить. Мне уже не надо ни у кого ничего черпать, надо делать только свое. Даже наоборот, другие художники могут помешать и отвлечь от моей линии.
— А вот здесь стоят скульптуры-заготовки, юбки у них выполнены из сетки, будете ли вы делать юбки из стекла?
— Я уже начала делать, нахожусь в творческом поиске. Хотела в стекло замешать перламутр, но видимо не ту взяла пропорцию, он у меня не застыл. Я делала это впервые, наугад. Технологию нужно изучить более подробно. иногда только с третьего раза получаются какие-то вещи.
— Нина Михайловна, продаются ваши работы или нет?
— Интерес есть, но продать очень тяжело. Спрашивают цену, но я называю, только за затрату материалов и времени. В январе была выставка «Уникальная Россия», там я выставила девочку в голубой пачке, Спартак в красной, стеклянной мантии и еще пару работ. Ко мне подошла балерина на пенсии, она показала на девочку в голубой пачке и сказала, что эта работа стоит три миллиона. Но вот год назад я продала одну работу за двести пятьдесят тысяч рублей. Часть денег я отдала в благотворительный фонд и еще часть менеджеру.
— Все фигуры вытянуты ввысь, а есть ли фигуры сидячие или облокотившиеся обо что-то?
— В основном только в эскизах, в набросках. Когда артисты отдыхали, надевали пуанты. Это интересно, но это еще впереди, если силы будут. Я еще на самом деле только начала, пять лет назад нашла свой почерк. Анна Мери Робертсон Мозес, например, только в руки кисть только в 78 лет, когда уже вырастила детей и внуков и стала ярким примером новой успешной карьеры художника в преклонном возрасте. Поэтому, я уверена, мои лучшие работы еще впереди!